Наше представление о классической опере редко выходит за рамки традиционно консервативных. Мы привыкли видеть певцов в классических одеждах, а декорации, соответствующие эпохе произведения. Но современная опера не может существовать отдельно от бурно развивающихся технологий, от изменений, которые диктует нам XXI век. Или может? Думаю, что “лед тронулся, господа присяжные заседатели”, и молодое поколение режиссеров, с его “цифровым” видением мира, интегрирует это видение в свое творчество.

Палиндром 02.02.2020

На сцене Геликон-опера 02.02.2020 г.г. состоялась премьера киноколлажа в стиле буфа-нуар “Туда и обратно” по мотивам опер П. Хиндемит “Туда и обратно”, Дж. Пуччини “Тоска”, В. Беллини “Капулетти и Монтекки” и Г. Перселл “Дидона и Эней”.

Событие было специально приурочено к дате палиндром, который, как известно, представляет собой  последовательность чисел,  одинаково читающимися как слева на право, так и справа налево. Сюжет этих опер был переписан, каждая из них имела как задуманный автором вариант, так  и новый со счастливой концовкой – туда и обратно.

Автор либретто — Антон Аносов, режиссер Дмитрий Бикбаев – их объединяет совместный проект театр-студия “15”.

Управление судьбами героев режиссер решил отдать в руки знаменитого комика Чарли Чаплина (в исполнении Сергея Майорова) и мальчика. Один стали символами комической иронии судьбы, а второй наивным стремления молодого поколения переписать все жизненные сюжеты на свой лад.

На небольшой квадратной сцене в темных костюмах расположились ангелы, Чаплин и мальчик. Ангелы освещают неоновыми лампами пространство сцены, Чаплин с мальчиком – руководят действом. Среди ангелов есть кинооператор, он неизменно следует за героями, снимая все происходящее на камеру, изображение с которой попадает на 4 больших led-экрана.

Туда и обратно

Туда и обратно” – опера, которая длится всего 12 минут. В ее сюжете описана трагедия многих семейных пар — неверная жена, уличенная в измене, не может скрыть следы своего преступления – записку, переданную служанкой с букетом. Муж убивает ее из пистолета, а сам кончает жизнь самоубийством: Мне не жить без нее!!!

Изменить финал, вот что хочет мальчик. Чаплин подыгрывает ему, и включает старый граммофон-судьбу проиграть пластинку задом наперед – палиндром в действии. “Неверная” жена оживает, ей снова приносят цветы и записку, муж вырывает письмо из рук служанки. Он не находит факта измены, — поздравление неизвестного поклонника,  и пара смеясь и танцуя удаляется со сцены.

Подобным образом, были переписаны все сюжеты представленных опер. Вы не будете плакать над смертью главных героев, даже Ромео и Джульетта останутся живы, выпив вместо яда средство, благодаря которому будут казаться мертвыми, чтобы потом ожить и бежать за счастливой жизнью в далекие страны.

Судьбы главных героев находятся в руках талантливого любознательного мальчика, который изучает на примере опер искусство режиссуры, написания сценариев, секреты монтажа. Им руководит гений — Чарли Чаплин, который был не только великим трагикомическим актером, но и владел многими видами кинематографических  искусств: писал сценарии, сочинял музыку к своим фильмам.

От создателей

Дмитрий Бикбаев – режиссер “Туда и обратно”.

Это  спектакль, прежде всего, эксперимент. Спасибо театру Геликон-опера, который позволил мне так вольно обращаться с классикой. Я знаю, что многие любители классической оперы следят за тем, чтобы все было по канонам. Но мы никого не обманываем. Мы честно говорим, что это “кинооперный” коллаж. Под этим соусом мы гостей и приглашаем. Мы будем рады, если на спектакль будет ходить и молодежь. В нем есть много интересного и 3D-графика, и проекции, и конечно такой экспресс-курс – “туда и обратно”.(…)

Мы прекрасно осознаем, что это чистое творческое хулиганство. Экспериментаторов всегда не любят и критикуют. Но любое хулиганство должно привести к какому-то открытию и, возможно, привлечь новую аудиторию. Такая подача должна заинтересовать молодежь, которая никогда не любила оперу, и это позволит ей ходить и любить этот вид искусства.” – рассказывает о своем спектакле молодой руководитель.

Дмитрий Бертман – руководитель и режиссер театра Геликон-опера:

Мы впервые играли этот спектакль в 90-ые годы, и это была настоящая бомба. Мы также играли его в этом зале (прим. Белоколонный зал Княгини Шаховской). Ставить оперу Хендемита в это время казалось абсурдом. И это даже не потому что, я очень люблю Хендемита, это было связано с тем, что нас всего было 5 человек. А для 5 человек существует очень мало опер. Но если бы мы сидели и ждали, когда у нас в труппе появится 100 человек, то ничего всего того, что вы видите, здесь бы не было. Ни Трубадура, ни Турандот, ничего. (…)

Диму Бикбаева я знаю уже довольно давно, несмотря на его молодость. Он талантливейший режиссер. Он окончил ГИТИС. И он человек, который очень склонен к музыке. На смену мне должны прийти молодые режиссеры, я старею, но я чувствую, что там, где нет меня – там плохо.”

Адрес: Большая Никитская ул., 19/16, Москва, 125009

Телефон: 8 (495) 250-22-22