Тим Аткин — известный винный журналист и блогер

Тим Аткин – известный винный журналист, редактор и основатель блога, как он говорит, “имени себя”, невысокого роста типичный лондонец, с присущим истинному англичанину чувством юмора. В конце мая в OUTLET FortWine  виноторговой компании Fort он делился своим мыслями с представителями винной журналистики Москвы и блогосферы.

Беседа состоялась очень оживленная, количество вопросов, которые успели обсудить присутствующие, потянуло бы на целую статью или небольшую брошюру. Но отсортировав немного зерен от плевел, из этого диспута выкристаллизовались ответы, которые основаны на собственном опыте спикера и тем наиболее ценные. Именно их вы и можете прочитать в этой статье.

Тим Аткин о себе

Я работаю винным журналистом уже на протяжении 33 лет. Я начал заниматься этим в довольно раннем возрасте.  Специализируюсь на различных винных регионах: Аргентина, Чили, Южная Африка, Риоха и Бургундия. И еще, я довольно часто участвую  в судействе на винных мероприятиях. Например, сейчас я только что приехал из Грузии с местного винного конкурса. Я также постоянно поддерживаю свои знания по поводу трендов мировой винной культуры. Но, хочу предупредить сразу, про российское вино я не могу пока отвечать, к сожалению,  я с ним не очень хорошо знаком.

  1. Не находите ли вы, что грузинское вино станет трендом в ближайшее время?

Я думаю,  что это один из трендов,  причем обладающий определенными преимуществами. Во-первых — традиции и история. Во-вторых —  местное сортовое разнообразие. Мне нравятся два их автохтонных сорта: саперави и киси.

Единственная сложность в том, что большинство людей ассоциируют  Грузию с квеври.

Хотя это всего лишь небольшая часть производства (около 2%). Но возможно с помощью квеври рождаются самые выдающиеся вина.

  1. Для какой категории потребителей эти вина будут более востребованы?

Это люди, которые уже немного разбираются в винах. У этих вин необычный вкус и богатый аромат. В Америке – это скорее Чикаго, в Европе – Лондон, во Франции-  Париж. В любом случае их нужно продвигать с помощью сомелье и в тех городах, которые обладают гастрономической традицией. И конечно, в Москве.

Москва очень развитый город с точки зрения гастрономии. Здесь много профессиональных сомелье.

  1. Будет ли этот тренд связан с трендом на биодинамические вина, сможет ли  влиться одно в другое?

Некоторые производители в Грузии работают в стиле “био”. Если вы работаете с землей натуральным способом и не используете никаких добавок при производстве, я думаю, что тренд квеври, который представляет собой самые старый способ производства натуральных вин, будет также востребован.

  1. Могли бы вы дать несколько советов российским виноделам?

Я не эксперт по российским винам и ничего про них не знаю. Думаю, надо найти самые лучшие участки под виноградники. Моим советом будет: работать с автохтонными сортами. Например, работать с сортом красностоп. Еще у вас есть хорошая историческая традиция, связанная с  игристыми винами (прим. Лев Голицын и Абрау-Дюрсо). Надо ее продолжать.  Два года назад я был впечатлен качеством российских вин, когда я участвовал в их судействе (прим.  Тим Аткин имеет в виду кубок СВВР).

Все говорят о потенциале китайских вин, но российский виноград более интересен.

  1. Вы уже 33 года в этом бизнесе, как вы в него пришли?

Мне повезло изначально,  я начал работать в журнале. После окончания университета, я отправил резюме в журнал Wine&Spirit. Они спросили, на каких языках я разговариваю. Я хорошо знал три языка: английский, французский и испанский. Мне тут же сказали,  что я подхожу. И  я учился вину и одновременно работал в журнале.

Сейчас, к сожалению, не так много винных журналов. Стало сложнее зарабатывать этим себе на жизнь.

  1. Каков на ваш взгляд секрет успеха винного журналиста?

Я вижу две необходимые вещи. Прежде всего, это специализация по конкретному региону. Другая – писать только то, во что вы верите. Сейчас идет очень большое давление на журналистов. Я считаю, что они не должны соглашаться со всем, что им говорят. Если вы начнете с того, что будете писать о том, что думаете, это сделает вас не очень популярным, и вы получите много критики. Для меня это основной принцип журналиста. Но, в какой-то момент, к вашему мнению начнут прислушиваться. Так вы сможете найти себе нишу в винной журналистике (…)

И вы, конечно, должны любить вино и любить его пить.

  1. Вы говорили, что большое впечатление на вас произвели московские рестораны. Какой, по вашему мнению, должна быть лучшая винная карта?

 Я не люблю слишком большие винные карты.

Я как то был в одном испанском ресторане, там была настолько большая винная карта, что сомелье не мог ее удержать и ее катили за ним на тележке – это слишком.  Я предпочитаю маленькие карты,  но сделанные с душой, чтобы карта отражала индивидуальность сомелье или владельца. Лучше пусть будет винная карта, построенная на винах  одной  Сицилии, чем со всеми международными брендами.

Обязательно должна быть связь, между картой и едой. (…)

Также, меня не радуют слишком большие наценки на вино (в Лондоне – это более чем в 5 раз). Мне нравится идея ресторана с пробковым сбором, и главное  она хорошо работает,  особенно, например, в понедельник, в непопулярные дни.

    8. В одной своей статье вы писали, что винный центр сместился из Британии в другие страны. Прокомментируйте это, пожалуйста.

Я не думаю,  что он окончательно переместился, но он в процессе. Политическая  ситуация в Британии сложная  (в частности Brexit). Эта ситуация усугубила положение людей,  которые в моей стране хотят покупать хорошие вина. Например,  Москва может стать винным центром, или Шанхай, возможно Рио, правда там слишком высокие налоги. Или Гонконг, который на данный момент  отказался от всех налогов на вино.

Если сделать в  Москве тоже самое, вы  бы получили здесь резкое развитие.

  1. Оригинальные этикетки могут ли привлечь внимание к вину?

Есть очень известный бренд — Fat Bastard, который стал известен благодаря своему названию. Но я лучше выпью Montrachet.

  1. Что вы думаете о крафтовой революции. В частности о петнатах?

 Я считаю, что это уже  уходящий тренд. Многие люди, которые интересуются движением natural wine, так же интересуются крафтовым пивом. Кстати, это один из способов коммуникации с миллениалами. Но, это очень маленькая группа.

Официальный сайт Тима Аткина: http://www.timatkin.com