Сложно представить себе те чувства, которые испытала Барб-Николь Клико-Понсарден в свои 27 лет (в 1805 году), оставшись без мужа и унаследовав весь бизнес семьи Клико. Но твердости характера этой женщины стоит позавидовать, а деловой хватке – поучиться. Трезво оценив масштабы бизнеса, который на тот момент включал в себя банковское дело, торговлю шерстью и шампанский дом, мадам Клико решила сконцентрироваться только на одном – производстве вина. Она избавилась от лишних активов, а средства от их продажи вложила в развитие шампанского Дома, которому посвятила ему всю свою жизнь. На момент смерти супруга — Франсуа Клико, у нее была дочь 6 лет. Она так и не вышла второй раз замуж, и больше не родила детей. Но вклад, который она сделала для процветания региона и шампанского, настолько значителен, что мы пользуемся его плодами и по сей день.

В конце февраля 2020 года в Москву с визитом приехала молодой энолог Дома Veuve Clicquot Мари Шарлемань. В своем интервью для портала OpusWine она рассказала много интересного. Но давайте начнем по порядку: немного истории, инноваций и интервью.

История Дома Clicquot – хронология

Шампанский Дом Clicquot был основан в 1772 году Филиппом Клико, который приходился мадам Барб-Николь Клико-Понсарден тестем. С самого начала производства вин Филипп хотел наладить экспорт – завоевать мировой рынок. В те времена эта идея была достаточно смелой: шампанские вина не “путешествовали” дальше Реймса, их принято было выпивать во Франции. Но практически сразу после основания Дома вина стали поставляться в Венецию. Всего лишь 8 лет спустя, в 1780 году вина стали впервые экспортироваться в Россию.

В 1814 году, когда  Франция находилась не только в состоянии войны с Россией, но и как следствие в состоянии экономического эмбарго,мадам Клико отправила целую баржу со своим шампанским в Санкт-Петербург ко двору Александра I. Этот смелый шаг положил основу долгим торговым отношениям с Россией, хотя получил осуждение со стороны соотечественников.

Мадам Клико считала Россию рынком номер один –70% объема экспорта.

Мои вина должны быть на первом месте, как в Нью-Йорке, так и в  Санкт-Петербурге”– безапелляционно заявляла вдова в 1831 году.

Итак, вернемся немного в прошлое, когда в 1805 году после смерти супруга – Франсуа Клико – мадам Клико становится во главе семейного бизнеса. В те времена во Франции женщины имели юридический статус ребенка и полностью зависели сначала от отца, потом от мужа. Но, став вдовой, Барб-Николь получила возможность самостоятельно принимать решения, управлять своими активами, поскольку с этого момента позаботиться о ней было некому.

Смелая и амбициозная мадам Клико не просто занималась бизнесом, но и сделала три открытия, которые изменили судьбу всего региона и производимых здесь вин.

Первый миллезим в истории Шампани

В 1810 году она создала первое миллезимное (прим. винтажное) шампанское. Почему это стало настоящим открытием? Технология производства шампанского представляет собой  ассамбляж вин разных урожаев. Но урожай 1810 года стал настолько удачным, что мадам Клико решила создать вино только из него, чтобы подчеркнуть его отменные характеристики.

Первое розе в истории Шампани

1818 году мадам Клико сделала еще одно открытие – она создала первое розе ассамбляжа. Она первая в Шампани, кто добавил красное вино в белое, с целью получения розе. Интересно, что для придания вину розового оттенка в те времена в Шампани использовали сироп из бузины, что не способствовало улучшению ароматических и вкусовых качеств напитка. В то время как красное вино положительно влияет на органолептику, может придать напитку тело и приятный розовый цвет.

Стол для ремюажа

В 1816 году мадам Клико придумала стол для ремюажа – процесса сведения осадка на горлышко для последующего его извлечения.

Этикетка и брендинг

Интересно, что этикетки вин Дома до сих пор украшает ее подпись, как символ того, что она смогла не только возглавить Veuve Clicquot, но и добиться полной самостоятельности.

Но подпись, как и сами этикетки, появилась  немного позже, а вина разных Домов отличали друг от друга гравировкой на пробке.

На пробке шампанского Veuve Clicquot есть изображение якоря. Этот символ Филипп Клико выбрал как знак надежды – сакральный знак, использовавшийся еще с древних времен.

Знаменитая желтая этикетка была придумана позже, когда после смерти вдовы в 1866 году дом возглавил его управляющий –Эдуард Верле. Именно он принял решение создавать для английского рынка вина категории dry (прим. до этого момента содержание сахара в игристых винах составляло 150 г/л., ). Они получили  желтую этикетку, которая отличалась от традиционной, белой,  принятой в  Доме Veuve Clicquot.

На этикетке была изображена комета, пролетевшая в 1811 году в небе Шампани. В этот год был один из самых удачных урожаев, что также запечатлено в истории Дома Veuve Clicquot. В результате от кометы осталась только звезда, которая и по сей день украшает все этикетки Дома.

Не менее впечатляющим является тот факт, что Россия стала первой страной, куда стали экспортировать миллезимное шампанское после снятия торгового эмбарго войны 1812 года. В память об этом историческом событии было создано кюве Veuve Clicquot Cuvee Saint Petersbourg, которое впервые в России было представлено в 2018 году на Петербургском международном экономическом форуме. Попробовать это вино можно только в ресторанах.

Мари Шарлемань

Мари Шарлемань

Новости Дома Veuve Clicquot

В 2010 году на  дне Балтийского моря был найден затонувший корабль (прим. подробности можно узнать на официальном сайте здесь), в трюмах которого нашли бутылки с шампанским: 168 бутылок, 47 из которых принадлежали Дому Veuve Clicquot.  Они были закупорены пробками с гравировкой якоря, по которой и определили принадлежность вина Дому (стал использоваться с 1798 год). Вина, найденные на корабле, были произведены с 1839 по 1841 год.

“Я лично дегустировала несколько бутылок этого вина, – делится своими впечатлениями Мари Шарлемань, – и была поражена его свежести.  На такой глубине сохраняется постоянное давление и температура, что является практически идеальными условиями для хранения напитка. В 2014 году мы решили провести эксперимент, запустив проект “Погреб под водой”. Суть эксперимента состоит в том, что одну паллету с шампанским выдерживаем под водой, вторую – в наземном погребе. В течение 40 лет мы будем отслеживать развитие вина в различных условиях. По результатам первой сравнительной дегустации уже можно отметить, что вино, которое выдерживается в море, стареет медленнее, чем вино из погреба. Этот проект точно отражает приверженность дома Клико  инновационным методам”.

Погреб на дне моря

Погреб на дне моря https://www.veuveclicquot.com

Традиции и современность. Интервью

Мари Шарлемань – молодой энолог, который работает в команде Veuve Clicquot всего 3 месяца. Она отвечает за производство, коммуникации и развитие.

Мари, расскажите, пожалуйста, что на данный момент входит в ваши обязанности в Доме Veuve Clicquot

У нас 12 энологов, которые каждый день собираются в 11 утра в рамках дегустационного комитета. У каждого энолога есть своя специализация – направление, в котором он лучше всего разбирается. Что касается меня, я отвечаю за инновации. И это значит, что я должна не только создавать новые вина, но и следить, чтобы все процессы, вся винификация, вся технология находились на самом высоком уровне, и что мы идем в ногу с прогрессом. Мы всегда вспоминаем слова мадам Клико, что нам нужно одно единственное качество для своих вин – наилучшее. Ився наша команда неизменно следует этому ее наставлению.

— Мари, восхищена вашей профессиональной биографией, и хочу вас спросить: наблюдаю увеличение количества женщин-виноделов. Как вы считаете, это новый тренд? Почему он возник?

Со времен, когда мадам Клико-Понсарден возглавила Дом Veuve Clicquot, прошло много времени, и ментальность общества очень сильно поменялась. Мы видим прогресс в этой области, даже на ее примере. Женщины должны больше стараться, чем мужчины, чтобы доказать, что они имеют право работать в этой сфере. Чтобы заниматься этим непростым делом, женщинанужнообладать ярким сильным характером, и тогда у нее все получится.

Когда вино создает женщина, она уделяет больше внимания деталям, привносит больше чувственности, женственности и тонкости. У женщин другое  отношение к вину, и это чувствуется.

Я очень горжусь тем, что я работаю в Veuve Clicquot, потому что я разделяю ценности Дома и стараюсь их продвигать. Женская смелость – вот то главное, что присуще мадам Клико.

Кстати, эта философия (прим. поддержка женщин в бизнесе) отражается в конкурсе, который ежегодно проводит наш Дом – Woman Business Award. Мы поменяли название, потому что мы хотим поддерживать и начинающих бизнес-леди, а не только тех, кто уже всего достиг. Конкурс касается всех отраслей, а не только винного бизнеса.

Я стараюсь следовать примеру мадам Клико, у которой хватало смелости пойти против традиций, которая изменила свою судьбу и судьбу Дома.

— Вы большой специалист в “слепых” – blind tasting – дегустациях. Как вы думаете, могут ли роботы заменить в этом человека, ведь химические формулы ароматов и вкусов уже давно известны, их определение – вопрос технологий. Просто составить химическую формулу вина – и вуаля. Или без человека делать вино невозможно?

Я думаю, что это невозможно. Дегустация –это работа с воспоминаниями, когда вы что-то давно продегустировали, попробовали, и нужно держать это в уме. Это очень непростое упражнение – помнитьо предыдущих опытах, ароматах. Робот вряд ли с этим справится.Есть также взаимодействие ароматов, которым нет научных объяснений, математической связи. Во время слепых дегустаций энологи по-разному слышат ароматы: кто-то – грушу, а кто-то персик, но все это – семейство фруктовых. Мы договариваемся об общих чертах, например, это вино будет свежим: это зрелые фрукты, цветочные ароматы или что-то другое. Мы приходим к компромиссу, потому что основная задача – сохранить стиль Дома.

— Вопросы глобального потепления встают все острее перед виноделами. Можно ли прогнозировать рост производства вин с бОльшим содержанием сахара, или какие- то другие тренды?

Да, виноделы обеспокоены глобальным потеплением: созревание и сборурожая происходит все раньше и раньше, ароматический профиль вин меняется, также как и содержание сахара и фенольная зрелость. Сейчас, в момент сбора винограда, содержание сахара увеличивается, в итоге мы получаем вина с большим содержанием алкоголя. Но уровень свежести и кислотности сохраняется, благодаря прохладным ночным температурам. Тот факт, что мы сами ходим и дегустируем виноград, позволяет нам определить момент фенольной зрелости – оптимальный для сбора. Если содержание сахара высокое, но есть кислотность и свежесть – все не так страшно. Мы не говорим, что от 12 градусов  дойдем до 14, мы следим за этим и применяем все наши инновации.

Если не секрет, то какие?

Это пока на уровне идей и проектов, говорить о которых я не могу, да и рано.

У каждого человека есть момент профессионального триумфа, которым он гордится. Был ли такой момент у вас в жизни. Расскажите о нем?

Я пока нахожусь в начале своей карьеры, но для меня каждый опыт винификации – запоминающийся. Мне запомнился мой опыт работы в Орегоне с  Пино Нуар, опыт виноградарства в ЮАР. Там мы занимались обрезкой виноградников, я выступала в роли консультанта. В Бургундии – очень тонкие процессы винификации. Я горжусь тем, что участвовала в создании этих вин.

Какие запоминающиеся тренды вы можете назвать в сфере интернет, digitalмаркетинга?

Это вопрос больше касается коллег из маркетинга, но не могу не упомянуть нашу разработкуVR (прим. virtualreality):  надевая шлем, человек переносится в наши меловые погреба и может наблюдать за процессами ремюажа, дегоржажа и т.д. Это потрясающий 3D опыт.

Рискнули бы возглавить винодельческий бизнес, создать собственный Дом, как это сделала мадам Клико?

Я сейчас полностью выражаюсь через VeuveClicquot, поддерживая философию Дома, а он, в свою очередь, позволяет мне проявить свой характер, свою личность. Очень важно также уметь достичь компромисса во время собрания дегустационного комитета, где у каждого есть возможность озвучить свое мнение. На данном этапе я не чувствую пока желания самовыражаться другим способом. Это большая и очень интересная работа.

Назовите, пожалуйста,  Ваш самый любимый винтаж  LaGrandeDame и почему?

Я бы отметила 2008 год. Это может немного удивить, потому что есть и более старые впечатляющиемиллезимы,но 2008 точно оставит след в истории Дома. Это был довольно прохладный  год,  что дало возможность создать вино с высокой кислотностью и большим потенциалом к выдержке.  Его можно пить уже сейчас, а можно оставить на хранение.

Какое гастрономическое сочетание Вы бы порекомендовали к этому миллезиму?

Я бы подобрала рыбу к его свежести –сибас или даже лобстер.

Есть ли у вас хобби? Чем вы увлекаетесь в свободное время?

Я считаю, что очень важно иметь какие-то увлечения, несвязанные с вином. Я всегда жила близко к природе и очень ее люблю. С самого детства я занималась верховой ездой. И несмотря на то, что сейчас я уже не участвую в соревнованиях по конкуру, воскресные послеобеденные прогулки верхом по виноградникам – обязательное времяпрепровождение для меня.

Privacy Preference Center